 Актер, 
					  	режиссер, сочинитель пьес, художник, бард, еще автомобилист, дачник, наконец, 
						муж и отец, et cetera. А он — тот же самый. Недавно, кажется, отшумел 
						в Доме актера бенефис разменявшего «полтинник» артиста Самарского 
						театра кукол Анатолия Сергеевича Жерноклева, и вот мы беседуем накоротке в пустой 
						гримуборной. Отражаясь в зеркалах, он рассказывает о театре, людях и куклах, о жизни 
						и своем месте в ней.
Актер, 
					  	режиссер, сочинитель пьес, художник, бард, еще автомобилист, дачник, наконец, 
						муж и отец, et cetera. А он — тот же самый. Недавно, кажется, отшумел 
						в Доме актера бенефис разменявшего «полтинник» артиста Самарского 
						театра кукол Анатолия Сергеевича Жерноклева, и вот мы беседуем накоротке в пустой 
						гримуборной. Отражаясь в зеркалах, он рассказывает о театре, людях и куклах, о жизни 
						и своем месте в ней.
                      Это вряд ли, как говаривал Сухов из «Белого солнца...», что хоть кто-то 
					  	мог помыслить, будто средний сын из рабочей семьи с проспекта Кирова станет кукловодом. 
						Таких театров по России всего-то около тридцати, в каждом по полтора-два десятка 
						актеров, так что Жерноклев — один из полутысячи носителей редчайшей 
						профессии. Безымянский выпускник десятилетки служил командиром электроогневого 
						отделения ракетной части в Беловежской пуще. После армии подался было «за 
						туманом и за запахом тайги» в техники-гидрогеологи по нижнему бьефу Красноярской 
						ГЭС, но неудержимо потянуло на Волгу.
                      Июль 74-го, жара, волжский — мечта! — пляж, пиво с воблой на 
					  	газетке. А в ней объявление о наборе в студию при театре кукол, немало повеселившее 
						компанию. Через неделю та же картина, и — еще одно такое же объявление. 
						Знак судьбы? Однако пошел в театр — больше, конечно, из любопытства. 
						А единожды придя, остался на всю жизнь.
                      Театр и студию в ту пору возглавлял народный артист РСФСР Роман Борисович Ренц, вторым 
					  	режиссером служила его жена Евгения Петровна Заборовская. Творческая эта чета оставила 
						добрую память о себе — и в истории театра, и, что не менее важно, в 
						судьбах людей, его составляющих. Жерноклев — один из них. Как и Нина Панина, 
						Нелли Чернышева, Тамара Загоскина, Людмила Павлова.
                      Обучали их Ренц сотоварищи искусству кукловождения, сценическому мастерству (речь, 
					  	движения, музыка), мировой художественной литературе и — куда ж тогда без 
						нее? — истории КПСС. Стипендия была около тридцати рублей, да еще и во 
						вспомогательный состав труппы театра Ренц своих воспитанников принял, на немудреные 
						радости хватало.
                      На гастролях Жерноклев изучал географию СССР — Поволжье, Сибирь, Украина, 
					  	Узбекистан, Башкирия. А уж свою область исколесил с выездными спектаклями вдоль и 
						поперек. Сколько за все эти годы он переиграл Волков, Медведей, мужиков, солдат, царей 
						и королей — не считал, навскидку — за сотню будет. Особняком 
						несколько особо памятных и любимых ролей: Гай Монтэг из «Механических псов», 
						Адам из «Божественной комедии», Вомбат из «Приключений Вомбата».
                      Актерский труд, конечно же, очень зависимый — в первую очередь от 
					  	режиссера. Жерноклев работал с Р. Б. Ренцем, В. И. Куприным, 
						заезжими постановщиками. И у всех чему-то учился. Четыре года назад дозрел  
						поставил сказку Г. Сапгира и Г. Циферова «Ты для меня» в соавторстве 
						с молодым художником Дмитрием Пашкевичем и маститым композитором Александром Бердюгиным. 
						Сам же и сыграл заглавную роль Слоненка, которого, как и другие куклы, изготовили в 
						мастерских театра свои умельцы Л. П. Терешкина и В. А. Коротков.
                      В марте Жерноклев как режиссер выпустил вторую свою премьеру — 
					  	«Фараона Кузю» по пьесе А. Староторжского и Л. Титовой. Оформил 
						спектакль Д. Пашкевич, музыку написала Е. Кирпичникова. Часть мест в зале 
						была бесплатно предоставлена детям-инвалидам, ребятам из интернатов и детских домов 
						Самары, Чапаевска, Новокуйбышевска, Борского. Таких зрителей уже побывало на 
						«Фараоне» более семисот. Сейчас вот Жерноклев договаривается с руководством 
						ГУИН, чтобы вывезти этот спектакль в детскую воспитательную колонию. Если хоть кто-то 
						из оступившихся малолеток оттает сердцем, станет менее агрессивным — уже 
						благо, считает постановщик.
                      Ставка артиста 12-й категории Жерноклева — 1305 рублей в месяц. На смешное 
					  	это жалованье прожить невозможно. Подработка идет по кукловодческой линии, есть лицензия 
						на выступления. Малым составом, с минимумом декораций артисты ездят по школам, детсадам, 
						по городам и весям губернии. Для этих выступлений Жерноклев написал три оригинальные 
						пьесы — «Африка, Африка!» и две без названия.
                      А еще артист сочиняет песни, их у него уже с полсотни набралось: детские, лирические, 
					  	с грустинкой. С коллегой Павлом Павловым, ныне ведущим телепередачу «Лаврушка» 
						в Тольятти, даже стали лауреатами зимнего Грушинского фестиваля. Пишет Жерноклев и картины 
						маслом — натюрморты, абстракции, но больше собирает их. А дарят ему их нередко 
						друзья-художники С. Федоров, Ю. Филиппов, В. Белоусов, А. Песигин.
                      Жерноклев построил дачу в Водинском массиве, вырастил с женой архитектором Ольгой сыновей 
					  	Сергея и Сашу и продолжает «сажать деревья» — играть и ставить для 
					  	самых маленьких. Они же такие благодарные!..
                      Валерий ОСЕЧКИН. 
                        Газета «Волжская Коммуна» №88 (21.05.2002) 
                      Контакты:
                      email: rusman@inbox.ru